Автор: Евгения Чернышова

Прямые и косвенные конкуренты: определения и примеры

Для успеха бизнеса важно правильно оценивать свои возможности и возможности других игроков рынка. Только так вы адаптируете маркетинговые усилия под запросы клиентов.

Уловив, в чем различия между прямыми и косвенными конкурентами, вы составите полную картину положения дел в индустрии. Поймете, как отстроиться от оппонентов. Сможете достойно реагировать на их кампании.

Прямые конкуренты

Когда предприниматель слышит термин «прямая конкуренция», первое, о чем он думает — о своих непосредственных соперниках. Прямые конкуренты — это компании, с которыми вы работаете на одном рынке, предлагаете одинаковые услуги.
Предположим, ваше маркетинговое агентство работает с ресторанами. Но на рынке есть и другие компании, сотрудничающие с ресторанным бизнесом. Эти фирмы — ваши прямые конкуренты.

Прямая конкуренция важна для предотвращения монополий. Поэтому о ней нельзя забывать даже на самых маленьких рынках.
Примеры прямой конкуренции
Примеров много. McDonald’s и Burger King — прямые конкуренты. Они предлагают один продукт одной аудитории.

Часто их противостояние превращается в рекламную войну. Оппоненты не только подчеркивают свои преимущества, но и пытаются подорвать репутацию друг друга. Например, в этой кампании:
Два бутика женской одежды в небольшом городе тоже прямые конкуренты.

Digital-компании — яркий пример прямой конкуренции. Instagram и Snapchat предлагают своим целевым аудиториям похожие функции: исчезающие истории, обмен сообщениями.

Косвенные конкуренты

Косвенная конкуренция — это когда компании ориентируются на одни и те же потребности клиентов одного рынка. При этом предлагают разные продукты или услуги.
Примеры косвенной конкуренции
В городе четыре крупных ресторана. Они различаются по типу кухни: китайская, турецкая, японская, корейская. Но у них одна цель: накормить посетителей.
Другой пример: покупка подарков на день рождения. Один магазин продает одежду. Магазин через дорогу продает украшения. В результате оба конкурируют за одного и того же покупателя.

Прямая и косвенная конкуренция в маркетинге

Анализ прямых конкурентов помогает совершенствовать рекламные кампании. Реагировать на послания соперников и отстаивать свои позиции. Масштабные противостояния брендов нередко попадают в СМИ и обсуждаются в соцсетях. В результате приносят хороший охват и рост продаж.

Анализ косвенной конкуренции способствует выходу на более широкую аудиторию. Люди, покупающие подарки, выбирают между вашим магазином и похожими точками с другими товарами. Вы можете привлечь их с помощью адаптированных рекламных кампаний. В интернете косвенные конкуренты нацеливаются на одни и те же ключевые слова для привлечения трафика из поисковиков. Оценив их позиции, вы сможете занять первые позиции в выдаче.

Как определить конкурентов

обратная связь с клиентами;
анализ рынка;
анализ социальных сетей;
исследование ключевых слов;
оценка поисковой выдачи.
01 Отзывы клиентов
Один из быстрых способов определить конкурентов — спросить своих клиентов. Узнайте о других фирмах, в которые они обращались или которые рассматривали. Сделать это можно при помощи анкетирования, рассылки или всплывающего окна на сайте.
02 Анализ рынка
Трудоемкий процесс, приносящий хороший результат. Проанализируйте похожие компании, их магазины (офисы), сайты и социальные сети, рекламу. Отметьте слабые и сильные стороны. Используйте инструменты SimilarWeb, Mention, Ubersuggest.
03 Социальные сети
Пользователи делятся опытом покупок в социальных сетях, оставляют отзывы в интернет-магазинах. Посмотрите, что говорят о продуктах или услугах из вашей ниши.
04 Исследование ключевых слов
Проверьте результаты поиска по ключевым словам, которые подходят вашему бизнесу. Так вы найдете самых сильных конкурентов. У вас общая целевая аудитория и желание попасть на первое место в выдаче.
05 Оценка поисковой выдачи
Удобный инструмент для выявления конкурентов. Выполните поиск по своим ключевым словам, чтобы узнать, у каких компаний самый высокий рейтинг. Посмотрите, кто запускает контекстную рекламу.
Хотите получить список инструментов для продвижения бизнеса в интернете?
Заполните форму, и получите доступ к чек-листу.

Анализ конкурентов

Теперь вы видите разницу между прямыми и косвенными конкурентами, список составлен. Что дальше? Пришло время провести анализ конкурентов.

В него входит несколько пунктов:
прямые и косвенные конкуренты;
продукты/услуги;
тактики продаж;
ценообразование;
маркетинговые и контент-стратегии;
социальные сети и сайты.
Эти данные дадут представление о том, как работают ваши конкуренты. Систематизировать информацию помогут шаблоны. Их можно составить самостоятельно, скачать готовые в интернете. Или обратиться за помощью к специалистам.

Используйте прямой и косвенный анализ конкурентов в своих интересах. Здоровое соперничество никому не повредит, но вы должны достойно играть в эту игру. Выявляя и анализируя своих конкурентов, вы опережаете их, улучшаете свои маркетинговые стратегии.

наши кейсы

больше статей

ПОДПИШИТЕСЬ НА БЛОГ

и получайте самые полезные статьи в ежемесячной рассылке
Маркетинг — это не расходы, а система, которая помогает вам зарабатывать. Позвоните, и мы убедим вас в этом на деле.
ИП Шмаргун С.А.
ИНН 325001528308
ОГРНИП 321325600000451
г. Москва, БП Румянцево, корпус Г, офис 122
г. Брянск, ул. 22-го Съезда КПСС, 101, офис 34
© 2020 Sergey Shmargun
Мы не собираем персональные данные и не нарушаем закон №152-ФЗ «О защите персональных данных». Оставленные вами контакты будут использованы только для связи с вами согласно вашему желанию.
Маркетинг — это не расходы, а система, которая помогает вам зарабатывать. Позвоните, и мы убедим вас в этом на деле.