Автор: Сергей Шмаргун

Как сделать клиента постоянным?

Что нужно для того, чтобы клиент, который пришел к вам впервые, стал вашим постоянным клиентом?

Я выработал определенный подход к выполнению работ, который помог нашей студии увеличить средний срок жизни клиента в компании примерно в 2 раза.

Меня зовут Сергей Шмаргун, я интернет-маркетолог, основатель студии интернет-маркетинга и в этой статье я поделюсь с вами своим рецептом.
Удержать старого клиента гораздо проще, чем привлечь нового, — это факт.
И еще один факт — не всех клиентов хочется сделать постоянными. Некоторым даже хочется заплатить, чтобы они больше не обращались. Зафиксировали!

Я буду говорить о своем подходе к тем клиентам, которые мне симпатичны, с которыми мне нравится работать. Возможно, мой подход покажется вам необычным, потому что раньше вы не слышали ничего подобного. Про это вряд ли пишут в каких-то статьях (а во время подготовки я прочел несколько), везде одно и то же — шаблонные портянки текста с перечислением одинаковых спорных тезисов.

Я же предлагаю вам взглянуть на вопрос под новым ракурсом, с необычного угла, потому что мой подход основывается не только на том, что надо делать для удержания клиента, но и на том, как сразу понять, какого клиента надо сделать постоянным.

Перед приготовлением постоянного клиента промойте свой трафик в холодной воде. То есть, я предлагаю сначала отсеять говноклиентов, а потом строить отношения с теми, кто прошел это сито.

НЕ ЛЮБИТЕ МНОГО ЧИТАТЬ?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE!

Как отсеять говноклиентов?
Это очень просто, для начала начните ценить себя. Почему есть такие клиенты, которые могут вам написать поздним вечером по поводу какого-то второстепенного вопроса и просить что-то срочно для них сделать? Да потому что вы им это позволяете. Вы боитесь, что клиент уйдет к другому, вы потеряете свой хлеб и из-за этого страха прогибаетесь вообще по любому поводу.

Терпите, когда вам раздают команды односложными сообщениями без приветствия.
Типа — считай, дата, цена, сидеть. Терпите токсичные замечания, стараетесь всячески угодить.

Но это ошибка, так не надо делать.

Запомните: любой адекватный клиент готов воспринимать личные границы. У адекватного заказчика не возникает вопрос, почему вы не бросили все прямо сейчас и не побежали выполнять его просьбу.

А чтобы вы прогнулись, нужно только говноклиенту, но когда вы прогибаетесь, говноклиент не испытывает к вам нежных чувств, он вас юзает, дрессирует и воспринимает как прислугу. Он вас не ценит, и вы, работая с таким клиентом, тоже себя обесцениваете.

Когда клиент не видит вашей ценности, он может в любой момент потеряться, если кто-то другой предложит ему аналогичную услугу на 2% дешевле.

Поэтому еще один надежный способ отсеять говноклиента — это не давать скидок.

Искатели скидок — это отдельная каста клиентов. Они залетают с сообщением типа: мне надо то-то и то-то я уже обращалась сюда-то и сюда-то, сделаете ли дешевле?
Да, вы можете сделать дешевле, возможно, у вас купят, и вы что-то заработаете.
Или, не дай бог, подумаете: сейчас в ноль, а когда в следующий раз обратится, уже заработаю. Нет, не заработаете. Он снова купит у того, кто даст самую низкую цену. Такого клиента нужно слать лесом.

Адекватные клиенты не просят скидку с порога, и основной критерий выбора специалиста для них — это не цена. Да, цена, конечно, имеет значение, но если вы позиционируетесь как эксперт и понимаете, что стоимость услуг подкреплена вашими навыками и опытом работы — не давайте скидок.

Авторский рецепт

После того как клиент прошел первичные фильтры, мы можем начать воспринимать его всерьез, как потенциально постоянного клиента. И работу с ним уже можно начать приправлять моими авторскими ингредиентами, потомившись с которыми некоторое время, клиент дойдет до состояния постоянного.
Честность
Первый ингредиент — честность. Добавляем в самом начале приготовления постоянного клиента, после первичного отсеивания.

Для вас в большинстве случаев это значит — убедиться в том, что клиент понимает, что получит после покупки. Например, для нас в Shmargun Studio это значит выложить все карты на стол еще на этапе переговоров. Мы не обещаем результатов, которых не можем достичь, если где-то в чем-то сомневаемся, то сразу про это говорим. Заказчик может прийти с одними ожиданиями, но если они не совсем адекватны, мы ему подсветим, почему это так. У нас нет задачи хапнуть деньги за услугу, а потом типа само разрулится. Нет, сразу все проговариваем, показываем узкие места и ориентируем на то, что получим после выполнения работ. Даем вилку — негативный сценарий, позитивный сценарий, базовый сценарий.

Я рекомендую так делать всем, да, в моменте вы можете потерять в деньгах, но в долгосрочной перспективе вы обязательно выиграете.
Вовлеченность
Следующий ингредиент нужно добавить сразу же после первого. Этот ингредиент — вовлеченность. Я убежден, что без вовлеченности в работу клиента невозможно сделать постоянным.

Вовлеченность в вашем случае — это любое проявление заинтересованности в результатах вашей работы с заказчиком. Вам нужно дать понять клиенту, что вы горите своей работой и хотите сделать ее круто — это всегда подкупает.

Что такое вовлеченность на примере услуги контекстной рекламы в нашей студии? Мы всегда работаем над улучшением достигнутых нами результатов, даже если они устраивают заказчика. Мы выдвигаем гипотезы, как можно улучшить рекламные кампании, показываем их заказчику и обосновываем, почему это может помочь. В общем, не просто плывем по течению, а даем качественный клиентский сервис, а учитывая, что компания у нас небольшая, этот сервис еще и персонализированный. Я в курсе всех проектов и на данном этапе периодически со всеми заказчиками взаимодействую лично.
Умение слушать
Следующий ингредиент — умение слушать. Если клиент нам что-то говорит, мы всегда придаем этому огромное значение. Никогда не игнорируем какие-то пожелания, развернуто отвечаем на возникающие вопросы, предлагаем пути решения возникающих проблем.

Конечно, стараемся, чтобы проблем и вопросов не возникало — для этого стараемся заранее собирать обратную связь от заказчиков о нашей работе и делаем выводы.

У меня был негативный опыт — несколько лет назад мы работали с заказчиком в b2b-сегменте, настраивали для него контекстную рекламу и сделали ее отлично, работали примерно полгода. Он написал нам классный отзыв. В какой-то момент у этого заказчика появился запрос на таргетированную рекламу, и он спросил у меня в личной беседе, можем ли мы ему в этом помочь, на что я как-то отмахнулся, что типа вам в b2b таргет не нужен. Я плохо объяснил свою точку зрения, заказчик меня не понял и через какое-то время ушел в другую компанию, унес туда и контекст, и таргет. Я сначала даже не сообразил, что произошло, потому что у нас было просто отличное общение.

А потом сделал выводы. Во-первых, о том, что нужно внимательно относиться вообще ко всему, что говорит заказчик, даже если он сам на этом не делает акцент. Во-вторых, о том, что желательно собирать и обрабатывать всю обратную связь превентивно.

Постоянный клиент — это клиент, которого слышат.
Хотите получить чек-лист по продвижению вашего бизнеса в интернете?
Подписывайтесь на блог и получите доступ.
Ваш профессиональный рост
Еще один важный ингредиент — это ваш профессиональный рост. Для того чтобы клиент был постоянным, вы должны развиваться. Сегодня у клиента может быть один запрос, с которым он к вам пришел, завтра — другой, более сложный, и это нормально. Если вы не можете удовлетворить более сложный запрос, клиент уйдет.

У меня как у специалиста по контекстной рекламе довольно долго было слабое место — я плохо умел масштабировать рекламные кампании. В студию приходил заказчик, я настраивал ему рекламу с ограниченным бюджетом, мы получали хорошие результаты, заказчик начинал больше зарабатывать и был готов больше вкладывать в рекламу. Но я старался как-то от этого откреститься, потому что не до конца понимал, как правильно сделать, чтобы при повышении бюджета не начинала расти средняя цена заявки. В итоге заказчики уходили в другие агентства. Я это отрефлексировал, сделал выводы и исправил.

Уже довольно давно, по мере своего профессионального роста я научился правильно масштабировать рекламные кампании, и это помогло нам увеличить количество постоянных клиентов.

Этот опыт можно применить в любой сфере — проанализируйте, какой запрос своего клиента вы не можете удовлетворить из-за недостатка знаний или опыта. Это ваша точка роста.
Теплое общение
Следующий ингредиент, почти как табаско, придает пикантности, но им не нужно злоупотреблять, и чуть позже я расскажу почему. Этот ингредиент — теплое общение. Когда вы долго работаете с клиентом, между вами возникает нечто большее, чем просто рабочие отношения.

И это прекрасно, к этому нужно стремиться. Если вы работаете с клиентами не сами, с ними работают менеджеры, такие отношения должны развиваться между менеджером и клиентом. Это нужно и поощрять, и контролировать.

Как поощрять? Мы, например, постоянным клиентам делаем подарки на Новый год, поздравляем с днем рождения, можем отправить курьером бутылку вина к какой-то знаменательной дате (допустим, на годовщину сотрудничества). Эти знаки внимания всегда очень приятны, я это знаю по себе, потому что меня тоже поздравляют партнеры — это кайф.

Но у теплого личного общения есть риски. Если это отношения менеджер–клиент, очевидно, менеджер может начать левачить.

Но самое неприятное, когда вы общаетесь со всеми клиентами лично, у вас образуется пул любимчиков, и в какой-то момент кто-то из этого пула совершает прикол, который вы воспринимаете как личное предательство. Это больно и неприятно.

Поэтому нужно принять простой факт — любой клиент, даже постоянный, в любой момент может уйти по независящим от вас обстоятельствам, не нужно считать клиента другом, а его уход — предательством вашей дружбы, личным оскорблением. Вы все можете делать правильно, но он все равно уйдет — такова жизнь. Се-ля-ви, как говорится у нас в Брянске.

Хотя, конечно, если вы приготовите постоянного клиента по моему рецепту, вероятность его ухода значительно снизится.

Надеюсь, что мой рецепт вам понравится, и вы сможете с его помощью приготовить своих постоянных клиентов. Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях, я постараюсь на них оперативно ответить.

наши кейсы

Увеличили количество качественных заявок с рекламы в 4 раза за 6 месяцев.
Средний ROMI по контекстной рекламе составил 890%, по таргетированной — 311%.

больше статей

ПОДПИШИТЕСЬ НА БЛОГ

и получайте самые полезные статьи в ежемесячной рассылке
Маркетинг — это не расходы, а система, которая помогает вам зарабатывать. Позвоните, и мы убедим вас в этом на деле.
г. Брянск, ул. 22-го Съезда КПСС, 101, офис 36
Маркетинг — это не расходы, а система, которая помогает вам зарабатывать.
обсудим план вашего продвижения?
ИП Шмаргун С.А.
ИНН 325001528308
ОГРНИП 321325600000451
© 2020 Shmargun Studio
Мы не собираем персональные данные и не нарушаем закон №152-ФЗ «О защите персональных данных». Оставленные вами контакты будут использованы только для связи с вами согласно вашему желанию.