Автор: Сергей Шмаргун

Тренды интернет-маркетинга до 2030 года

Кто-то спросит: почему мы берем такой большой отрезок времени — тренды до 2030 года? Разве тренды не меняются ежегодно? В этой статье мы рассмотрим не те тренды, которые будут зарождаться, а уже сформированные, вполне понятные тренды, которые к 2030 году развернутся в полный рост, внедрятся везде и будут серьезно влиять не только на рекламный рынок, но и на нашу жизнь.
Ну что, давайте немного побудем футуристами, ведь это кайф.
Telegram
WhatsApp
Изменение форматов потребления контента
Глобальный тренд, который влияет на все интернет-коммуникации, — это смена ядра платежеспособного населения на так называемое поколение Z, хоумлендеров. К 2030 году ⅓ мировой рабочей силы будут составлять представители этого поколения, а значит, нужно учитывать, как они потребляют контент.

У хоумлендеров более востребованы короткие форматы контента. Посты, а не статьи, шортсы на Ютубе, а не длинные видео.

Для того чтобы ваши интернет-коммуникации не теряли эффективности, вы должны научиться работать с короткими форматами контента, они отлично заходят уже сейчас, и на горизонте 5−6 лет будут еще набирать обороты.

И вот с пониманием того, какие форматы контента будут эффективны, мы можем перейти к следующим трендам. Они подскажут, каким должно быть содержание эффективного контента.
H2H (human 2 human) коммуникации
Это то, что поможет вам выиграть у нейросетей. С усилением их позиций стоимость создания контента будет снижаться и, соответственно, увеличиваться его количество.
Наверное, единственный способ выделиться в таких условиях — это очеловечивать контент. Авторство придает контенту ценность. Обезличенный контент будет обесцениваться.

Давайте с примерами. Вот я, например, слежу за двумя футбольными клубами в соцсетях. У одного клуба сторис — это тупо нарезка эпизодов с тренировок, анонсы составов, то есть все это выглядит довольно примитивно и безжизненно.

У другого футбольного клуба сторис ведутся от имени игрока академии, то есть он снимает себя, рассказывает, как прошла тренировка у основной команды, какие упражнения делали, подходит к футболистам и задает какие-то вопросы, прикалывается, подходит к зрителям на матче и с ними общается. И это вот реально очень живо, за этим интересно наблюдать.

И это применимо в любом бизнесе, даже если он максимально скучный. Возьмем какой-нибудь завод металлоконструкций, на который люди приходят и каждый день делают одни и те же операции. Пусть ваш эсэмэмщик спустится в цех, пообщается с рабочими (главное, чтобы они его нахер не послали), сходит в бухгалтерию, попьет чай и посплетничает, поприкалывается. Далее покажет в корпоративном аккаунте вот эту сторону компании, ее жизнь. Я думаю, мысль вы поняли, поэтому едем дальше.
Экологичные коммуникации
Сейчас люди много говорят про экологию, зеленую экономику, сохранение природы, но почему-то мало говорят про экологию в коммуникации и сохранение психического здоровья. А оно может быть разрушено токсичной рекламой. Самый яркий пример неэкологичной коммуникации — это: «Парень, ты издеваешься, я научу тебя зарабатывать с нуля в интернете». Понимаете, о ком я, да?

Но такая коммуникация встречается не только в среде инфопродуктов. Она присутствует вообще в каждой сфере бизнеса. Эта коммуникация зачастую построена на обещаниях, которые не могут быть выполнены, на свойствах, которыми продукт на самом деле не обладает.

Раньше это помогало выделиться в моменте. Рвало человеку шаблоны в голове, привлекало внимание. Но только в моменте.

Чем больше компании и инфлюенсеры используют агрессивный, токсичный маркетинг, тем больше от него накапливается усталость у пользователей и снижается его эффективность. А с ростом цифровой грамотности это не просто не будет эффективным, а станет контрэффективным.
Хотите получить чек-лист по продвижению вашего бизнеса в интернете?
Подписывайтесь на блог и получите доступ.
Геймификация
Идея геймификации в бизнесе состоит в том, чтобы привнести игровую механику в дизайн сайта, контент или повторную продажу. Это можно сделать по-разному. Одни компании добавляют в блоги системы достижений и бонусов. Клиенты могут собирать баллы, просматривая страницы сайта. Другие выдают читателям очки за комментарии, призы за победы в играх.

Штука интересная, вовлекающая, и можно придумать что-то прикольное для любого бизнеса. Сейчас этим пользуются в основном крупные компании федерального уровня, но к 2030 году элементы геймификации будут применяться всеми.

У нас в блоге, кстати, есть классная статья про геймификацию с примерами.
Комьюнитизация
Создание комьюнити вокруг бренда или вокруг человека – это то, что повышает лояльность аудитории и стимулирует повторные продажи. Тренд не новый, но набирающий обороты.

Почему? Потому что растет предложение вообще всего и соответственно дорожает трафик.

Тем, кто у вас уже однажды что-то покупал, продать что-то еще будет проще— это факт. А при правильной работе с сообществом оно может органически расти, приносить новую аудиторию и, соответственно, стимулировать не только повторные, но и новые продажи.

А еще с изменением форматов работы, например, с выросшим количеством удаленщиков, комьюнитизация в том числе востребована hr-подразделениями, чтобы эти удаленщики чувствовали себя не одиночками, а частью какой-то классной команды.
Удорожание трафика
Этот тренд является одним из триггеров всех остальных трендов, которые мы перечислим в этой статье. Это связано не только с уходом иностранных рекламных систем, хотя в моменте это был наиболее яркий триггер. Но есть и фундаментальные причины — объем рекламных расходов в интернете каждый год увеличивается за счет перераспределения маркетинговых бюджетов. То, что раньше крупные компании тратили, например, на телик, теперь тратят на digital. При этом, объем новой аудитории в интернете растет не так быстро, как бюджеты рекламодателей.

Сейчас приведу цифры, которые могут кого-то напугать.

Агентство E-Promo провело анализ медиаинфляции в digital-сфере за II квартал 2023 года. По данным исследования, темпы роста здесь опережают инфляцию в экономике. Ежеквартально стоимость закупки трафика дорожает на 11,8%, а конверсий — на 15,2%.

Поняли, да? Медиаинфляция опережает среднюю инфляцию в экономике, реклама дорожает быстрее, чем банка горошка.

Удорожание трафика для рекламодателя создает дополнительную мотивацию для более качественной обработки и аналитики закупаемого трафика.

И отсюда выходят следующие тренды.
Сближение рекламных систем с конечным рекламодателем
Трафик в равной степени дорожает и для крупных, и для мелких рекламодателей, но для мелких рекламодателей существует еще один барьер — высокий порог входа. Я имею в виду, что помимо самого трафика мелкому рекламодателю нужно оплатить еще и услуги агентства или фрилансера, на что многие не готовы.

А рекламные системы стараются привлечь более широкую аудиторию и снизить для нее порог входа. Яркий пример — недавно увидел рекламу “Яндекса”, в которой бабушка собирается продать кабачки через “Яндекс Директ”. Понимаете, да? Месседж: ”Яндекс Директ” — это очень просто, даже бабушка сможет разобраться.

Мы с вами, конечно, пожелаем бабушке удачи, а вот”Яндексу” пригрозим пальчиком! Эй, ты что это, хочешь нас,рекламные агентства, кинуть? На самом деле нет, конкретно нас он кинуть не хочет, он хочет кинуть низкоквалифицированных фрилансеров и низкоквалифицированные агентства, работающие просто как прокладка и не создающие дополнительной ценности в виде качественно настроенных РК.

Почему так происходит? Я думаю, аналитика “Яндекса” показывает, что в крупном, среднем и крепком малом бизнесе все уже и так используют их рекламные инструменты, и потенциальной точкой роста является микробизнес, который либо вообще не использует никакую рекламу, либо не знает, какой инструмент выбрать для старта. Плюс микробизнес — это не самый осознанный рекламодатель, а значит, ему можно продать залежавшийся рекламный инвентарь.

Думаю, что это позитивный тренд, в том числе для квалифицированных маркетологов и агентств.
Автоматизация
ИИ заберет рутинные процессы в настройке рекламных кампаний. Вплоть до того, что рекламные креативы будут генерироваться автоматически.

Сейчас мы по тому же “Яндексу” видим, что они активно качают мастер кампаний, торговые кампании, уже автотаргет на поиске обязательный. Пока автоматизация тут только в самой закупке, но, конечно, инструмент будет развиваться, чтобы максимально упростить работу конечному рекламодателю.

Месседж, который нужно считать отсюда, — алгоритм лучше знает, кому показать твою рекламу.

Весь микробизнес в 100% случаях будет пользоваться только этим. Возможно, ручная настройка останется в каких-то сложных тематиках, где проблематично достать аудиторию. Может, в b2b-сегменте, но даже это не точно.

Performance-маркетологам уровня junior нужно серьезно задуматься о своих перспективах. А рекламодателям нужно задуматься о том, насколько качественные конверсии им нагенерят с помощью ИИ. В этом поможет следующий тренд.
Углубление аналитики
Сквозная аналитика становится нужна даже малому бизнесу. С удорожанием платного трафика и повсеместным применением ИИ в закупке трафика неумолимо будет увеличиваться количество фейковых конверсий. Если сейчас это в основном боты, которые оставляют номера телефонов, и дальше ничего не происходит, то с развитием нейросетей это вполне могут быть боты, которые и трубку поднимут, и на вопросы ответят. В общем, максимально похожие на живого человека. И тут не обойтись без сквозной аналитики.

Сейчас многие измеряют эффективность своих рекламных кампаний по количеству лидов или, не дай бог, по цене клика и каким-то еще промежуточным метрикам. Но я давно топлю за то, что эффективность рекламных кампаний в первую очередь должна измеряться в деньгах, которые эта кампания приносит заказчику. Лид может быть дорогим, но конверсионным. А может быть дешевым, но не конвертить.

Если мы берем во внимание, что развиваются нейросети,что рекламные системы максимально вытесняют ручные настройки, проблема ботов может стать прямо острой. И не факт, что сами рекламные системы будут заинтересованы в ее решении.
Ведь конкуренция внутри аукционов растет, а количество пользователей не очень. Если все будут измерять эффективность рекламы в лидах, этих лидов можно нагенерить любое количество, чтобы все остались довольны.
Цифровая трансформация
Цель цифровой трансформации — обеспечить устойчивое развитие компаний в условиях набирающей обороты 4-й промышленной революции. Быстрее всего изменения идут в сегментах b2c. Здесь цифровизировать процессы легче, чем в промышленности, где основные операции привязаны к физическим активам.

В рамках цифровой трансформации производств люди, машины, продукты и системы при помощи технологий и интернета объединяются в единую структуру. В результате все стадии цепочки создания добавленной стоимости становятся прозрачными, с непрерывными информационными связями. Достигается увеличение гибкости вплоть до производства партии, состоящей из одного продукта, с экономической и технологической эффективностью массового производства.

Этот тренд говорит о том, что сам переход — цифровая трансформация — в первую очередь связан с желанием повысить эффективность управления. Для того чтобы это сделать, нужно все оцифровать. Это сквозная аналитика всего бизнеса.
Мобилизация
Смещение фокуса усилий на приоритетные проекты. И у государств, и у компаний.
Так как эпоха низких ставок в мировой экономике закончилась, становится невозможно параллельно поддерживать прежнее количество проектов.Соответственно, будут выбираться наиболее приоритетные, и в их пользу будет распределяться бюджет.

В Российской Федерации, например, список таких приоритетных направлений собран в 42 стратегических инициативах правительства. Там целая россыпь интересных направлений, обязательно ознакомьтесь.

Если вы очень хотите сделать какой-то бизнес, но не знаете какой, вам стоит этот документ очень внимательно изучить, можно почерпнуть много идей.
Фрагментация
Глобализация откатывается — мир делится на блоки. Это означает снижение влияния транснациональных компаний на суверенные экономики, развитие и усиление роли региональных игроков и появление национальных чемпионов в тех сферах, которые раньше контролировались крупными международными компаниями.

Добро это или зло — пока непонятно. С одной стороны, снижается конкуренция, с другой стороны, добавленная стоимость генерируется на территории страны, что помогает экономике.

Ушли “Гугл” и “Фейсбук” — остались “Яндекс” и ВК. Стало ли хуже для рекламодателя? Да, стало. Стало ли хуже для “Яндекса” и ВК? Наверное, нет.
Трансформация рынка труда
Удаленка, искусственный интеллект — это то, что сильно меняет рынок труда. Рутинные процессы на себя оттянет ИИ, это значит, что если есть желание продолжать работать в айти-сфере, нужно постараться совершить качественный рывок в навыках. То, что сейчас делают джуны, будет не востребовано.

То есть человек, который просто как обезьяна научился выполнять какую-то рутинную операцию, но при этом не понимает, зачем он это делает, как это будет использоваться (то есть шоры повесил и сидит по клавишам клацает), — вот этому человеку нужно будет искать новую работу там, куда автоматизация еще не пришла. Вряд ли это будет удаленка. Возможно, что-то связанное с метлой или кладкой кирпича.

Чтобы этого не случилось, на мой взгляд, нужно качать медийность, экспертность и софт-скиллы.


Пожалуй на этом все. Теперь подождем 2030 год и посмотрим, как эти тренды повлияют на рынок интернет-рекламы и вообще на нашу жизнь.

наши кейсы

Увеличили количество качественных заявок с рекламы в 4 раза за 6 месяцев.
Средний ROMI по контекстной рекламе составил 890%, по таргетированной — 311%.

больше статей

ПОДПИШИТЕСЬ НА БЛОГ

и получайте самые полезные статьи в ежемесячной рассылке
Маркетинг — это не расходы, а система, которая помогает вам зарабатывать. Позвоните, и мы убедим вас в этом на деле.
г. Брянск, ул. 22-го Съезда КПСС, 101, офис 36
Маркетинг — это не расходы, а система, которая помогает вам зарабатывать.
обсудим план вашего продвижения?
ИП Шмаргун С.А.
ИНН 325001528308
ОГРНИП 321325600000451
© 2020 Shmargun Studio
Мы не собираем персональные данные и не нарушаем закон №152-ФЗ «О защите персональных данных». Оставленные вами контакты будут использованы только для связи с вами согласно вашему желанию.